В статье проводится анализ актуальной динамики морского экспорта российских нефти и нефтепродуктов в условиях эмбарго и “потолка” цен, введенных недружественными странами после начала СВО на Украине в феврале 2022 г. Показано, что экспорт российских нефтеналивных грузов оказался устойчивым к санкционному давлению за счет переориентации на альтернативные рынки и активного использования механизмов обхода нерыночных ограничений западных стран. Особое внимание уделяется изменившейся географии экспорта российских нефтеналивных грузов, который в рекордно короткие сроки был перенаправлен с рынков западных стран на рынки Китая, Индии и Турции. Подробно рассмотрены изменения в структуре танкерных перевозок российской нефти и нефтепродуктов после введения эмбарго и инструменты обхода санкционных ограничений, включая морскую (STS) перевалку нефтеналивных грузов и использование “теневого флота”. Анализируется новая экономика российского нефтяного экспорта в условиях внешних ограничений и актуальные тенденции в ценообразовании на российскую нефть на мировом рынке. Показана необходимость в отказе от устоявшихся правил ценообразования на экспортную российскую нефть и в переходе на российские ценовые индикаторы, а также на российские инструменты страхования нефтеналивных грузов. Определена задача по формированию альтернативного финансово-логистического контура торговли российскими нефтеналивными грузами в условиях происходящей сегодня регионализации международной торговли, обусловленной растущим влиянием нерыночных санкционных ограничений.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации