Пейзажное направление в живописи и возникший на ее основе пейзажный подход оказал существенное воздействие на развитие географии. Однако основное внимание исследователей уделялось вопросам определения и типологиям географического пейзажа. В статье впервые ставится и решается вопрос о содержании собственно пейзажного подхода, приводятся его основные характеристики, обсуждаются результаты применения подхода в географии. Экранное восприятия окружающего мира, лежащее в основе подхода, способствовало созданию трехмерных репрезентаций земных ландшафтов и на этой основе — формированию географических образов стран и регионов (образов-картин по Ю.Г. Тютюннику). В течение многих десятилетий пейзажные изображения наряду с географическими картами были важными продуктами полевых географических исследований. Все это способствовало развитию географического воображения в сообществе географов. В российской географии расцвет пейзажного подхода совпал с началом разработки ландшафтной концепции, а его кризис оказался приурочен к раннесоветскому этапу дегуманизации российской географии. Рассматривается история складывания концепта “пейзаж” в живописи, анализируются требования к географическому пейзажу со стороны классиков мировой географии — А. Геттнера и В.П. Семенова-Тян-Шанского, обсуждаются негативные последствия утраты пейзажного подхода и возможности его применения на современном этапе как одного из средств гуманизации российской географии.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации